Обратная сторона Италии

Previous Entry Share Next Entry
Семейный подряд Брейгелей
vare4ka70
breiygel
В прошлые выходные все-таки посетили выставку "Брейгель. Шедевры фламандской живописи".  Здесь будет отчет - лонгрид. Кто еще не в курсе, это модное слово означает "много текста". Неожиданно все озаботились тем, что лонгриды не читаются так, как бы хотелось их пишущим. Но я все равно его напишу.  К тому же это и "лонгси", потому что к лонгриду прилагаются картины.

Как я и подозревала, работ самого патриарха,
Питера Брейгеля-старшего на выставке было кот наплакал, и даже меньше. Не было моей любимой "Вавилонской башни", ничего не было.  Зато присутствовала богатая экспозиция сыновье-внучатой продукции, так как  Брейгели - это настоящий семейный подряд в живописи: не зря рядом с именем-фамилией всегда ставится уточнение, что это за Брейгель - старший или младший.

На выставке есть также работа брейгелевского тестя ван Альтса, и затесался один Босх, на правах главного вдохновителя династии.


Для начала проведем инвентаризацию основных членов клана.

Патриарх династии, несравненный Питер Брейгель-старший, или Мужицкий, автор множества знаменитых картин.

Затем идут его два сына - Питер-младший, и Ян-старший. Старший он потому, что у него, в свою очередь,  был сын Ян-младший, тоже художник. У которого имелся также сын-художник, Абрахам Брейгель. Есть еще Амброзий Брейгель, сводный брат Яна-младшего. Это, конечно, далеко не все представители искусства славной семьи, но с нас достаточно.

Питер Брейгель старший знаком нам своими зимними пейзажами, картинами в стиле Босха и многочисленными сценками из крестьянской жизни. За последние его и прозвали Мужицким, хотя неизвестно, хотелось бы ему войти в истории под таким ником. Повторюсь - ни одной знаменитой картины его авторства на выставке не было - только некоторые копии, сделанные сыном.

Питер-младший - сын Питера-старшего, был самым прилежным копировальщиком отцовского стиля, да и картин тоже, так как последние всегда хорошо продавались.  Вот "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц", например.


Winterlandschaft

Кроме эпитета "младший", к нему приклеился более мрачный эпитет "Адский", за то, что в начале своей карьеры он любил пугать поклонников картинами ада и страшного суда. По правде говоря, этих картин было не так уж и много, чтобы  повлиять на репутацию художника. Тем более, что он в скором времени сменил амплуа на более оптимистичное, как то, повторюсь, пейзажи, и разные сценки из деревенской жизни простого люда.  Эпитет "Мужицкий" ему подошел бы гораздо больше.
Pieter Brueghel the Younger-693989

Что отец, что старший сын, Брейгели были не особо высокого мнения о человеке - венце творения. Кургузые фигуры, карикатурные лица, человеческие пороки, некоторая шкодливость изображенных сценок - постоянное тому подтверждение. Как лезущий под юбку к крестьянке персонаж на картине выше.

Следуем дальше. Ян-старший был вторым сыном Брейгеля номер 1, и прославился своими затейливыми пейзажами и цветастыми натюрмортами. Поэтому иногда его называют еще Брейгелем Цветочным или Бархатным (якобы за бархатные цвета, а может, за любовь к бархатной одежде, толком уже никто не помнит).

Фламандские мастера всегда предпочитали природу и детали материальные. На картинах выписаны мельчайшие подробности растений, предметов обихода, одежды, обуви, птичьи перья, кошачьи усы и пятна леопардов, и все это в ущерб анатомической точности фигур и лиц человеческих.

Allegory-of-Sight-and-Smell
На многих полотнах указано два авторства - художники часто прибегали к помощи коллег для изображения человеческих фигур, на фоне самостоятельно нарисованных пейзажей и интерьеров.  Например, Ян-старший успешно сотрудничал с молодым Рубенсом, у которого человечки получались гораздо лучше.

В ту пору также началось массовое увлечение натюрмортами. Причиной тому было появление на рынке новых, доселе невиданных сортов цветов, фруктов и других любопытных продуктов. Увлекся ими и Ян-старший. Отсюда и его второе прозвище - Цветочный.

В те времена было еще принято изображать то, что видишь, а не то, что чувствуешь:  неизменно поражает дотошность художника и его терпение, хотя, глядя на подобные картины, начинаешь понимать причины возникновения импрессионизма.


Сводный брат Яна-старшего, Амброзий, не стал оригинальничать и пошел проторенной дорожкой натюрмортов.

Ян-младший - сын Яна-старшего, внук Питера Брейгеля. Его специализация - пейзажи, полные мелких деталей,  а также разные Аллегории, как вот эта - аллегория Слуха, а заодно иллюстрированная энциклопедия музыкальных инструментов эпохи.

Jan-Brueghel-il-Giovane-Allegoria-dell-udito

А вот Абрахам Брейгель по праву уже считается итальянским художником, так как переехал в Италию на ПМЖ и вообще, отошел от традиционной брейгелевской стилистики, полностью отдавшись итальянскому барокко. 

4-crop_box.asp

В общем, подводя краткие итоги отсмотренного:

Кто любит цвет, обилие деталей, аллегории, буйство фантазии, картины в стиле "Найди Уилли", несомненно, останется доволен.
Кто ищет красоту, совершенство человеческих форм и геометрических перспектив (скажем, почитатели великих мастеров итальянского Возрождения) будет обескуражен кособокостью изображенных зданий, корявостью фигур и лиц - эдакой художественной мелочностью фламандцев.


Картин было реально много, как и посетителей выставки. Последние толпились у них, вглядываясь в многочисленные детали и надолго заслоняя собой обзор другим посетителям.

Неумелая подсветка также создала дополнительные трудности: головы смотрящих бросали тень на полотна, затмевая красоту фламандской живописи в буквальном смысле слова.


И в очередной раз делаю вывод, как хорошо смотрятся картины в позолоченных  рамах на синей стене.
 



Recent Posts from This Journal

  • Толстой

    Сегодня мне приснился Лев Николаич Толстой. Он был одет в свою знаменитую распашонку, вонял кислой капустой, и приставал ко мне с известными…

  • Акты вандализма

    Вчера поехали прогуляться в Миланобад, навестить пальмы на площади Дуомо. Пальмы, напоминаю, посадили там в качестве рекламного проекта Старбакса,…

  • Крайняя степень идиотизма

    Слушайте, я вот обычно открыта к диалогу и разным мнениям, но сегодня задам вопрос в лоб - кто здесь еще, кроме меня, считает, что женщина,…


promo vare4ka70 may 5, 2015 14:19 248
Buy for 50 tokens
Поступил мне тут завуалированный упрек, дескать, колбасная я эмигрантка. Это обидное клеймо, что там говорить. Прям так сразу представляется свое свиное рыло, рыщущее в в жирных обрезках. То ли дело, например, эмиграция недавняя, по политическим мотивам: бежать от диктатуры. Это звучит гордо. И…

как там землетрясение? Вас не трясло? Посуда вся цела? Погромов,мародеров не было?

Нет, у нас, как обычно, ничего не случилось. Оно там же, где этим летом было - в центре. И снегопад у них тоже. Бедные люди((.

весь лонгридный лонгси инджоила!

Сэнкую, Олечка, за аттентность!

Замечательный обзор выставки, спасибо!
Я, кстати, тоже хотела тебя про стихию спросить. Трясет этот район немилосердно:(

Спасибо)
Это в центре Италии, а я ж под Миланом. До нас ничего не доходит, ттт.

Я уже начала переживать за твой городок, хотя помню, что все происходящее вас вроде не касается!
Да, уж этих Брейгелей всех и не упомнишь, как ты их по полочкам разложила!
Вавилонская башня - какой-то священный трепет вызывает у меня!
Лонгрид, лонгси - научусь у тебя новомодным словечкам, не забыть бы ввернуть к месту!))
Вот поэтому и не люблю писать с телефона, потом обнаруживаешь не то, что хотела сказать!)

Edited at 2017-01-19 10:42 am (UTC)

Ой, бедные там люди, Галя, у них и снегопад, и лавина, и разруха еще с лета... врагу не пожелаешь.

О да, ВБ - смотришь не насмотришься. Ну и магия цвета, они какие-то волшебные на этих картинах.

Лонгси даже не в курсе, есть ли слово, это я по аналогии с лонгридом сказала))

Абрахам ничошно так мазякал

Так и запишем - Таня любит ит. барокко.))

Очень интересный вышел лонгрид-н-си, спасибо. Почаще пишите, пожалуйста, лонгриды, если можно.

Спасибо)
Мне кажется, я и так уже всем надоела, с лонгридами ли, с шортридами. Об искусстве люблю пораспинаться, конечно. Выставок много будет в этом году, буду посмотреть!

Интересно.
Сколько еще просуществует эта выставка ?
У меня намечается пару дней учебы в Милане. Где-то в апреле, если не обломится.

Она не в Милане, а в Турине. И в феврале уже закрывается.

Уважаю, хороший отчет! Мои любимчики - оба Питера.

Мерси)
Я тоже склоняюсь к выбору первых двух. Но видать мода поменялась, поменялись и стили.

Спасибо, интересно!!! Импрессионизм прекрасен тем, что в нем практически нет пессимизма. Он позитивен, даже при изображениях "страшного суда".

Тогда время было такое, оптимистичное. Была возможность сконцетрироваться на личных ощущениях.))

Спасибо, очень познавательно. Особенно на фоне вчерашнего топа, показатель IQ которого провалился в кроличью нору вместо Алисы.
Брейгели прекрасны, кроме Амброзия. У этого ренегата отчетливо проступает столкновение между прочувствованным идеалом и упрямой реальностью. )

)) топ захватили мутанты, признаю. Себе чтоль податься в группы взаимочек?
Амброзий пал жертвой итальянского подхода к живописи. И стал такой же, как и все остальные бароккисты.
Но раз хорошо продавалось, кто в него кинет камень?))

Один мой приятель в середине 80-х раздобыл большой плакат, на котором была картина и заголовок "Impressionism in Russian Museum".
Заголовок он отрезал, Impres тоже, оставшийся текст повесил у себя дома напротив входной двери и наслаждением ловил потрясенный взгляд каждого вновь входящего.))

Круто!
У меня, скорее всего, такой же был взгляд в одной частной американской почтово-посылочной конторе. Там на стене висит советский перестроечных времен плакат о вреде наркотиков. Нарисованный мужчина на нем очень похож на актера Ивара Калныньша.

По-русски это называется "многабукафф"

Жалко авторов, пишет такой, старается, а к нему приходит кто-нить, многабукфф...ттт, чтоб себя не сглазить))

Варечка, последняя фраза к чему была сказана ?

К тому, что давно искушает синий цвет стены, а там снова убедилась, как она хороша с картинами...вот бы еще парочку брейгелей раздобыть!

Увидел Босха и хотел поёрничать. Хорошо, что текст прочитал))
С удовольствием бы сходил, но...

О, а как можно поерничать на тему? Колитесь!))

Вот спасибо! Сама бы я не разобралась!
Рамы -это важно для восприятия искусства.


Я сама только-только по полочкам себе все разложила, теперь хоть знаю, кто кому брейгель.

О, у некоторых картин лучшее - это как раз рамы!

?

Log in

No account? Create an account